Интернет-магазин качественных и недорогих запчасти на НИВА и NIVA CHEVROLET

Датчик сцепления

Вопросы новичков. Здесь вас не пошлют в FAQ, в Google, а внятно и терпеливо ответят по существу(если вы предварительно не поленились прочесть форум).

Модераторы: владимир55, Shade, Sash, слава н

bugens
Винтик (Новичок)
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 18 окт 2012, 09:38
Пол: Мужчина
Город, регион: Москва
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение bugens »

Спасибо всем.

Sunny
Сам... (Эксперт)
Сообщения: 2636
Зарегистрирован: 28 фев 2011, 09:46
Пол: Мужчина
Город, регион: г. Тольятти
Марка авто: LADA 4x4M (21214-30-011)
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 1 раз

Re: Датчик сцепления

Сообщение Sunny »

Да пока не за что :smu:sche_nie: Вопросы-то остались...

Аватара пользователя
LM_74
Царь. Просто Царь.
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 окт 2012, 23:16
Пол: Мужчина
Город, регион: Тольятти
Марка авто: 2121ХХ
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение LM_74 »

Sunny писал(а):Да пока не за что :smu:sche_nie: Вопросы-то остались...
Здравствуйте, уважаемые Форумчане!

Позвольте представиться. Я, Михаил Ледяев - ведущий испытатель по теме 21214М. Просмотрев, Ваш раздел понял, что худшее из зол - это информационный голод, автомобиль с Е-газом выпускается уже больше 1,5 лет, а информации "в массах" недостаточно . Я попытаюсь ответить на Ваши вопросы по частям.
Для начала немного общей информации
Что такое Е-газ.
Необходимо понимать, что Е-газ - это не просто замена механического привода дроссельной заслонки на электрический аналог, а совершенно другая логика управления рабочим процессом двигателя. Здесь на Форуме уже была ссылка на ролик "ТВ ВАЗ" о Е-газе, там зам.начальника Управления проектирования двигателем об это упоминал. Попробую немножко "популяризировать" эту идею.
На начальных версиях электронного впрыска, системы управлением двигателем фактически "копировали" работу обычного карбюратора, т.е. смесеобразование организовывалось из соображений необходимого количества потребляемого воздуха и топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки с корректировкой по количеству оставшегося после сгорания кислорода. В "грубом" приближении так работали контроллеры семейства БОШ МР 7.0. Начиная с контроллеров М7.9. логика управления изменилась и появилось понятие "структура крутящего момента", т. е. помимо угла открытия дроссельной заслонки появился еще один управляющий параметр, который "подсказывал" двигателю какой максимально возможный момент он может развить, если у него будет "идеальная" смесь. Но полностью реализовать такую идею на механическом приводе не возможно, потому, что контроллер не может управлять количеством поступающего воздуха, а управляет только подачей топлива. Е-газ решает эту проблему, т.е. водитель нажимая на педаль газа НЕ УПРАВЛЯЕТ подачей воздуха, а ПОКАЗЫВАЕТ СВОЕ ЖЕЛАНИЕ ускорится или замедлится или двигаться с постоянной скоростью, а контроллер сам определяет необходимое для этого количество воздуха (угол открытия заслонки) и количество топлива. При такой логике управления двигателем, что бы автомобиль был адекватен желаниям водителя необходимо обеспечить контроллер достаточной информацией о смежных системах автомобиля - в первую очередь тормозов и состояние трансмиссии (замкнута или разомкнута).
Да простят мне наши "двигателисты" столь вольный пересказ. :)

Завтра постараюсь ответить на "практические" вопросы по датчику сцепления "и как с ним бороться" :).

Sunny
Сам... (Эксперт)
Сообщения: 2636
Зарегистрирован: 28 фев 2011, 09:46
Пол: Мужчина
Город, регион: г. Тольятти
Марка авто: LADA 4x4M (21214-30-011)
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 1 раз

Re: Датчик сцепления

Сообщение Sunny »

УРА :ya_hoo_oo: Михаил с нами :bra_vo: Ну теперича мы получим высококвалифицированные ответы на самые сложные вопросы :a_g_a: Михаил, на форуме есть ещё одна актуальная тема - почему двигатели с Е-газом пускаются не с "пол-пинка"? Я понимаю, что сразу рассказать обо всём не получится, но большая просьба, поставить эту тему "в очередь" :smu:sche_nie:

Аватара пользователя
LM_74
Царь. Просто Царь.
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 окт 2012, 23:16
Пол: Мужчина
Город, регион: Тольятти
Марка авто: 2121ХХ
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение LM_74 »

Здравствуйте, уважаемые Форумчане!
В продолжении темы Е-Газ и датчика сцепления

Для чего нужен датчик сцепления.

Для механической трансмиссии принципиально существует два алгоритма управления двигателем с электронной педалью газа - с датчиками тормоза и сцепления и только с датчиком тормоза. Для Нивы (21214) был выбран первый вариант как наиболее прогрессивный и обеспечивающий более гибкую схему управления двигателем.
Датчик сцепления дает сигнал контроллеру двигателя о моменте включения и выключения сцепления и, в зависимости от управления педалью газа (сброс или подача), контроллер "дает команду" на увеличение или снижение "оборотов" (на практике процесс несколько более сложный и чаще всего сводится не к простому увеличению подачи воздуха и топлива, но и к корректировке углов ОЗ). При таком алгоритме работы можно добиться упрощения процесса трогания, исключить "провалы" и дерганья при переключении передач, и обеспечить снижение расхода топлива.

Как это работает
Сам датчик положения педали сцепления по сути является простым выключателем имеющим два положения "включено" и "выключено". Когда сцепление включено - датчик разомкнут.
Ключевым моментом в цепочке управления является синхронизация момента выключения сцепления с моментом поступления сигнала в контроллер. При этом контроллер должен получить сигнал о "включении/выключении" сцепления с небольшим запасом по времени относительно реального момента полного включения/выключения сцепления. Для этого опытным путем подбирается ход педали сцепления при котором должен срабатывать датчик. В случае неправильной регулировки датчика ездовые свойства и расходы топлива автомобиля будут ухудшены. Для авт 21214 момент срабатывания датчика должен соответствовать ходу педали сцепления 110 мм ("от полика").

Датчик положения педали сцепления на Ниве оригинальный и не взаимозаменяем с другими моделями ВАЗ.
Что касается дефектов датчика сцепления - наиболее частый дефект - обгорание контактов датчика (это приводит к ухудшению ездовых свойств автомобиля и возникновению ошибки управления двигателем). Работы по исключению дефекта были проведены совместно с поставщиком датчика. Каков результат для "вторичного рынка" (зап.части) сейчас ответить не готов, постараюсь ответить в течении следующей недели.

Sash
Сам... (Эксперт)
Сообщения: 3010
Зарегистрирован: 17 фев 2011, 23:19
Пол: Мужчина
Город, регион: Ульяновск
Марка авто: ВАЗ-21214-40-027 (2 шт.)
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 2 раза

Re: Датчик сцепления

Сообщение Sash »

Ура, Михаил с нами! :dan_ser:

Евгеша
Полуось (Постоялец)
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 25 сен 2012, 11:29
Пол: Мужчина
Город, регион: Октябрьский
Марка авто: ВАЗ 21214 М
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение Евгеша »

Sunny писал(а):УРА :ya_hoo_oo: Михаил с нами :bra_vo: Ну теперича мы получим высококвалифицированные ответы на самые сложные вопросы :a_g_a: Михаил, на форуме есть ещё одна актуальная тема - почему двигатели с Е-газом пускаются не с "пол-пинка"? Я понимаю, что сразу рассказать обо всём не получится, но большая просьба, поставить эту тему "в очередь" :smu:sche_nie:
Во,во. :-): Ооочень актуальная))))

слава н
Сам... (Эксперт)
Сообщения: 1800
Зарегистрирован: 18 июл 2012, 20:11
Пол: Мужчина
Город, регион: Волжский
Марка авто: ВАЗ212180 `99
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Датчик сцепления

Сообщение слава н »

LM_74 Очень полезная информация. Но у меня возник вопрос, хотя, может, я просто слишком умничаю :-): . Почему для регулировки положения включения датчика выбрано положение педали относительно полика (110мм), а не, допустим, положение когда сцепление начинает схватывать (правда здесь придется его периодически регулировать из-за износа сцепления). Ведь сцепление не на всех машинах одинаково "начинает брать", да и разброс по запчастям все таки велик.
Решительный шаг вперед - результат хорошего пинка сзади.

Аватара пользователя
LM_74
Царь. Просто Царь.
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 окт 2012, 23:16
Пол: Мужчина
Город, регион: Тольятти
Марка авто: 2121ХХ
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение LM_74 »

слава н писал(а):LM_74 Очень полезная информация. Но у меня возник вопрос, хотя, может, я просто слишком умничаю :-): . Почему для регулировки положения включения датчика выбрано положение педали относительно полика (110мм), а не, допустим, положение когда сцепление начинает схватывать (правда здесь придется его периодически регулировать из-за износа сцепления). Ведь сцепление не на всех машинах одинаково "начинает брать", да и разброс по запчастям все таки велик.
Вопрос "не в бровь, а в глаз!" Прежде. чем затвердить в документации цифру 110 мм "было сломано не мало копий". Вы абсолютно правильно считаете, что по точке включения сцепления каждая машина индивидуальна, поэтому на помощь призвали хитрую науку по имени Статистика :hi_hi_hi:. Наш опыт показывает, что диапазон плюс-минус 15 мм система "воспринимает" примерно одинаково, различия в поведении машины есть, но их нужно специально "отлавливать". В целом же это один из элементов дальнейшего развития.

Аватара пользователя
LM_74
Царь. Просто Царь.
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 окт 2012, 23:16
Пол: Мужчина
Город, регион: Тольятти
Марка авто: 2121ХХ
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение LM_74 »

Sunny писал(а):УРА :.. на форуме есть ещё одна актуальная тема - почему двигатели с Е-газом пускаются не с "пол-пинка"? " :smu:sche_nie:
Если можно то нужно немного побольше информации от Вас по этому вопросу. Дело в том, что прежде, чем автомобиль попал на рынок он проходил у нас достаточно большой комплекс испытаний. На контрольных испытаниях все дефекты были устранены, а вываливать на "неподготовленную" аудиторию все что происходит "за кулисами" я считаю неэтичным. Заранее спасибо.

Аватара пользователя
niva.ru
Главный не тут
Сообщения: 453
Зарегистрирован: 29 янв 2011, 10:33
Пол: Мужчина
Город, регион: Москва
Марка авто: NIVA
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0
Контактная информация:

Re: Датчик сцепления

Сообщение niva.ru »

LM_74 писал(а):
Sunny писал(а):УРА :.. на форуме есть ещё одна актуальная тема - почему двигатели с Е-газом пускаются не с "пол-пинка"? " :smu:sche_nie:
Если можно то нужно немного побольше информации от Вас по этому вопросу. Дело в том, что прежде, чем автомобиль попал на рынок он проходил у нас достаточно большой комплекс испытаний. На контрольных испытаниях все дефекты были устранены, а вываливать на "неподготовленную" аудиторию все что происходит "за кулисами" я считаю неэтичным. Заранее спасибо.
Михаил, все чаяния с запуском, пользователей автомобилей с Е-газ находятся ВОТ ЗДЕСЬ
Изображение

yonnex001
Винтик (Новичок)
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 07 авг 2012, 12:27
Пол: Мужчина
Город, регион: Таганрог
Марка авто: ВАЗ-21214-40-021
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение yonnex001 »

LM_74, а этот датчик возможно подрегулировать, а то у меня видать после замены главного цилиндра сцепления по гарантии сбились настройки - сигналы с датчика вместо небольшого опереженияя поступают с запаздыванием, т.к. сцепление уже включилось, а обороты не добавились. Проявляется это так: если еще чуть чуть отпустить педаль сцепления, то мотор без нажатия на педаль газа начинает слегка набирать обороты.

yonnex001
Винтик (Новичок)
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 07 авг 2012, 12:27
Пол: Мужчина
Город, регион: Таганрог
Марка авто: ВАЗ-21214-40-021
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение yonnex001 »

LM_74 писал(а):
Sunny писал(а):УРА :.. на форуме есть ещё одна актуальная тема - почему двигатели с Е-газом пускаются не с "пол-пинка"? " :smu:sche_nie:
Если можно то нужно немного побольше информации от Вас по этому вопросу. Дело в том, что прежде, чем автомобиль попал на рынок он проходил у нас достаточно большой комплекс испытаний. На контрольных испытаниях все дефекты были устранены, а вываливать на "неподготовленную" аудиторию все что происходит "за кулисами" я считаю неэтичным. Заранее спасибо.
Есть такая беда. До этого у меня была 213-я. Заводилась с пол-пинка, т.е. только стартером тронешь (стартер работал не более полусекунды) уже заводилась. Новая же заводится не меньше чем за секунду-полторы. Слегка напрягает. Это особенность новой системы или дефект?

Аватара пользователя
boczman
Конструктор (Професионал)
Сообщения: 795
Зарегистрирован: 24 май 2012, 21:18
Пол: Мужчина
Город, регион: Тольятти
Марка авто: 212140
Откуда: Тольятти
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение boczman »

yonnex001 писал(а):LM_74, а этот датчик возможно подрегулировать, а то у меня видать после замены главного цилиндра сцепления по гарантии сбились настройки - сигналы с датчика вместо небольшого опереженияя поступают с запаздыванием, т.к. сцепление уже включилось, а обороты не добавились. Проявляется это так: если еще чуть чуть отпустить педаль сцепления, то мотор без нажатия на педаль газа начинает слегка набирать обороты.
Всё там регулируется,а как же иначе. Линейка и контролька вам в помощь.

yonnex001
Винтик (Новичок)
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 07 авг 2012, 12:27
Пол: Мужчина
Город, регион: Таганрог
Марка авто: ВАЗ-21214-40-021
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение yonnex001 »

boczman, а как там регулируется положение? Датчик на гайке с контрогайкой сидит?

Аватара пользователя
boczman
Конструктор (Професионал)
Сообщения: 795
Зарегистрирован: 24 май 2012, 21:18
Пол: Мужчина
Город, регион: Тольятти
Марка авто: 212140
Откуда: Тольятти
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение boczman »

yonnex001 писал(а):boczman, а как там регулируется положение? Датчик на гайке с контрогайкой сидит?
Так же как датчик на педали тормоза,момент включения лови контролькой или тестером.

Евгеша
Полуось (Постоялец)
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 25 сен 2012, 11:29
Пол: Мужчина
Город, регион: Октябрьский
Марка авто: ВАЗ 21214 М
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение Евгеша »

yonnex001 писал(а):LM_74, а этот датчик возможно подрегулировать, а то у меня видать после замены главного цилиндра сцепления по гарантии сбились настройки - сигналы с датчика вместо небольшого опереженияя поступают с запаздыванием, т.к. сцепление уже включилось, а обороты не добавились. Проявляется это так: если еще чуть чуть отпустить педаль сцепления, то мотор без нажатия на педаль газа начинает слегка набирать обороты.
Слегка это сколько?

yonnex001
Винтик (Новичок)
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 07 авг 2012, 12:27
Пол: Мужчина
Город, регион: Таганрог
Марка авто: ВАЗ-21214-40-021
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение yonnex001 »

Евгеша писал(а):Слегка это сколько?
До 1000, как я заметил. Сегодня отрегулировал датчик сцепления и теперь повышение оборотов происходит в нужный момент, т.е. в аккурат перед полнным схватыванием сцепления.

Евгеша
Полуось (Постоялец)
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 25 сен 2012, 11:29
Пол: Мужчина
Город, регион: Октябрьский
Марка авто: ВАЗ 21214 М
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение Евгеша »

yonnex001 писал(а):
Евгеша писал(а):Слегка это сколько?
До 1000, как я заметил. Сегодня отрегулировал датчик сцепления и теперь повышение оборотов происходит в нужный момент, т.е. в аккурат перед полнным схватыванием сцепления.
А можно по подробнее как подобрал этот нужный момент?)

yonnex001
Винтик (Новичок)
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 07 авг 2012, 12:27
Пол: Мужчина
Город, регион: Таганрог
Марка авто: ВАЗ-21214-40-021
Благодарил (а): 0
Поблагодарили: 0

Re: Датчик сцепления

Сообщение yonnex001 »

Евгеша, на ощупь. Изначально толчок у меня случался слишком поздно и не то что не помогал трогаться без газа, а даже мешал, давая этот самый рывок в ненужный момент. Я снял кожух рулевой колонки и стал постепенно по 1/4 оборота вкручивать дачик и проверять, трогоясь без нажатия на газ. Так, ввернув датчик на 1,5 оборота, я добился нужного.

Ответить

Вернуться в «Дурацкие вопросы»